Андрей Мельков: «Новую Россию нужно выстраивать в своей голове»

Как живут российские НПО? Блокируют ли те или иные сайты? Что же такое «русофобия»? И когда наступит мир между нашими государствами? Об этом и многом другом – в интервью с президентом Института современных гуманитарных исследований, кандидатом филологических наук, доктором теологических наук Андреем Мельковым, большим другом Украины, с первых же дней восточноевропейского кризиса выступающим с позиций мира и здравого смысла.

Андрей, как существуют неправительственные организации в условиях все более ужесточающегося российского законодательства?

Деятельность любой некоммерческой организации (именно такую организационно-правовую форму имеют аналогичные неправительственным организациям Украины российские НКО) регламентируется законом. При этом следует понимать, что сфера деятельности таких организаций многообразна. Это и политические организации, и религиозные, и образовательные, и занимающиеся наукой и культурой, есть благотворительные фонды и т.д. Ужесточение законодательства наиболее остро отразилось на организациях, занимающихся политической деятельностью. Например, такие организации не могут теперь получать финансирование из-за рубежа, иначе они попадают в специальный реестр т.н. «иностранных агентов». Что касается деятельности некоммерческих организаций в целом, то они осуществляют свою работу на основании уставов, а финансируются либо через систему грантов, либо на частные пожертвования.

Правда ли, что многие русскоязычные сайты, собственно, они российские, нельзя открыть с территории России?

Правда. Некоторое время назад в России вступил в силу закон о т.н. досудебной блокировке сайтов. По этому закону стало возможным по требованию контролирующего органа ограничивать доступ к ресурсу в Интернете до решения суда. Причинами для такой блокировки значатся экстремизм, терроризм, разжигание межнациональной и межконфессиональной розни и массовые беспорядки. Ранее досудебная блокировка также осуществлялась, но только в отношении сайтов с детской порнографией, информацией о суициде, наркотиках и с контентом, который нарушал авторские права.

Как Вы думаете, почему, тот же Дмитрий Киселев когда-то имел литовскую медаль, теперь ее отобрали, зачем эти люди такими вещами занимаются?

Действительно, президент Литвы Даля Грибаускайте недавно лишила Киселева медали, выпущенной в память о событиях 13 января 1991 года, когда советские войска штурмовали вильнюсский телецентр. Киселев был лишен награды за то, что «опорочил честь награды». Лично я не одобряю лишения наград применительно к любому человеку. Ведь награды вручаются за прошлые подвиги, а не за настоящее поведение. Эта история в зеркальном отражении очень похожа на другую, когда в российском обществе и СМИ нагнетается истерика о необходимости лишить Андрея Макаревича российских государственных наград лишь за то, что он поехал в Святогорск Донецкой области и дал концерт перед мирным населением, преимущественно детьми. На мой взгляд, Макаревич совершил гражданский подвиг и заслуживает украинской государственной награды. При этомне могу одобрить деятельность Киселева и его позицию по отношению к Украине, но лишение медали – это явный перебор.

На Ваш взгляд, что такое "русофобия"? И что такое русская национальная идентичность?

Русофобия в классическом понимании – это частный случай ксенофобии, также как и украинофобия. Впервые термин «русофобия» использовал поэт Федор Тютчев, противопоставивший русофобии панславизм. Исторически русофобия существует в двух видах – элитная или политическая русофобия и бытовая русофобия. Так или иначе, на теме русофобии сегодня много спекулируют как внутри самой России, так и за ее пределами. Что касается русской национальной идентичности, то следует отметить, что любая национальная идентичность не отождествляется с понятиями гражданства и национальности. То есть национальную идентичность нельзя приобрести по рождению, она возникает через осознание человеком общности языка, истории, культуры с определённой группой людей. Я полагаю, что русская национальная идентичность, формировавшаяся столетиями, фактически погибла еще в советский период. А вот как раз советская идентичность до сих пор продолжает доминировать в психологии большинства россиян, даже среди собственно русских по национальности людей. На протяжении уже более двадцати лет в России, к сожалению, безрезультатно пытаются построить, а, точнее сказать, возродить, русскую национальную идентичность. Но на обломках советского образа жизни и на советской системе общественных и политических ценностей, которая не только не искореняется, а всячески обновляется, это будет сделать невозможно.

УПЦ избрала нового предстоятеля. Чего от него ожидает православная община? Согласны ли Вы с епископом Григорием Лурье, идеями в отношении эволюции украинского православия, которые он изложил в обширной статье на "Снобе"?

Очевидно, что все православные Украины желают преодоления церковного раскола, который уже более двух десятков лет омрачает религиозную жизнь целого народа. Смена Предстоятеля произошла в драматический период истории Украинского государства. В этой связи, новый Предстоятель УПЦ (МП) Блаженнейший митрополит Онуфрий взял на себя тяжелый крест. Хочется пожелать владыке Онуфрию крепости душевных и телесных сил. Статья Лурье в очередной раз показывает, что вопрос церковной автокефалии Украинской Церкви всегда был политическим, еще со времен Средневековья.

В этом искажении, переводе проблемы из внутрицерковной, административно-канонической в область международной политики лежит вся сложность и опасность ситуации.

Проблема еще усугубляется и тем, что в практике Вселенского Православия вопрос предоставления автокефалии однозначно не определен, фактически каждая из национальных Церквей (включая и Русскую Церковь) прошла свой тернистый путь обретения независимости и самостоятельности в управлении.

Каждый случай автокефалии, провозглашения и признания Поместной Православной Церкви – это пример долгой и упорной борьбы, нередко даже народной борьбы. Тоже самое мы видим и в Украине.

У меня большие надежды на предстоящий Всеправославный Собор, на котором общецерковная практика предоставления автокефалии будет рассмотрена всей полнотой Вселенского Православия. Вероятно, решения этого Собора будут иметь прямые последствия для преодоления церковного раскола в Украине. 

Ваш институт выпускает полноценный научный журнал, и что, цензура не вмешивается? В связи с этим хочу также спросить, что там происходит с реформой РАН, российские власти рапортуют об успехах, как правило...

Цензура, к счастью, не вмешивается. Мы полностью соблюдаем действующее законодательство в сфере СМИ. Журнал «Studia Humanitatis» сугубо научный, представляет собой электронное научно-образовательное издание, целью которого является содействие развитию гуманитарного образования и науки в России и за рубежом. Частыми и авторитетными авторами журнала являются украинские исследователи, поэтому можно говорить о положительном опыте научного сотрудничества между российскими и украинскими учеными-гуманитариями.

С реформой РАН дело обстоит не очень радужно.

Огромный организм старейшей Академии, конечно, нуждается в реформировании. Но нынешняя реформа готовилась в спешке, основная суть преобразований изначально лежала в административно-хозяйственной плоскости, а не в понимании необходимости интенсификации собственно научных исследований, развития гуманитарных и технических отраслей наук, преодоления отставания российской науки по ряду направлений и укрепления научного потенциала страны в целом. В итоге РАН реформируется как хозяйствующий субъект, а не как уникальная научная организация, призванная  способствовать технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России.

Как Вы считаете, российская политическая оппозиция совсем закатана под асфальт, или все-таки на что-то способна? Бывают, вот странные решения судов, такие как в Ярославле, почему-то выиграла сторона Бориса Немцова...

Последнее время я все больше осознаю, что настоящей политической оппозиции в современной России никогда и не было. Всегда была какая-то игра в оппозицию. Это касается как системной, так и несистемной оппозиции. Ведь что такое оппозиция в классическом смысле? Это партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. В демократическом государстве оппозиция является важнейшей составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Есть ли все это в России? Нет! Вся российская оппозиция – одни и теже несменяемые десятилетия лица, которые постоянно говорят одно и то же, которые за игру в оппозицию на публику и лояльность центру на практике получают свое теплое местечко в органах государственной власти или безвылазно заседают в парламенте с группой проверенных соратников. А на несистемную оппозицию всегда есть компромат, и она легко контролируется спецслужбами. 

Заметно ли такое явление, как интеллектуальная, деловая эмиграция из России? Меня, кстати, как уроженца Северного Кавказа, интересует и то, как правительство Москвы, или федеральное правительство, скажем, решает проблему массовой миграции представителей горских народов Кавказа в мегаполисы, вообще такое возникает ощущение, что часть Юга России брошена этническими русскими, и в целом, славянами?

К сожалению, в последние годы эмиграция из России продолжает усиливаться. Из России уезжают ученые, педагоги, деятели культуры и искусства. Бизнес также все больше ориентируется на зарубежье. Видимо, в существующих условиях, этот процесс будет сложно остановить. Люди уезжают от неопределенности, в отсутствие стабильности и уверенности в завтрашнем дне, понимая, что обещанная «диктатура закона» в России так и не была установлена. С другой стороны, Москва и другие регионы все больше испытывают давление трудовых мигрантов. В большинстве, это низкоквалифицированная рабочая сила. Многие жители Северного Кавказа в поисках работы устремляются в Центральную Россию.  Но при этом, с Кавказа уезжают и русские семьи. Причина та же. Я думаю, что независимо от национальности у людей общий страх – неуверенность в завтрашнем дне. Чтобы остановить этот процесс, на Кавказе надо возрождать сельское хозяйство и промышленное производство. Тогда люди останутся жить в родных краях.

Как Вы относитесь к идеям выстраивать новую Россию из Киева, из купели Крещения Руси? Это фантасмагория, или может что-то полезное получиться?

Я считаю, что, прежде всего, новую Россию нужно выстраивать в своей голове, главным образом преодолевая в себе советскую идентичность, о которой говорилось выше. Конечно, все мы: и украинцы, и русские – вышли из единой купели Владимирова Крещения, но каждый народ должен строить свою жизнь самостоятельно, самобытно. При этом, в России следует укреплять традиционные христианские ценности, основанные не на доминировании культа потребления и вседозволенности, а на евангельских заповедях и христианской этике.

Трудно ли было выучить украинский язык, которым Вы так замечательно владеете?

Нет, не трудно. Во-первых, мне было очень приятно изучать украинский язык, и в этом увлекательном процессе  я открыл для себя еще и украинскую литературу, и украинскую культуру. Во-вторых, украинский язык является близкородственным к русскому языку. Поэтому процесс изучения идет гораздо проще и быстрее. В-третьих, я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю дальше изучать украинский язык, каждый раз открывается что-то новое и очень интересное в лексике, грамматике, синтаксисе и т.д.

Есть ли, в будущем, перспектива восстановления отношений между Киевом и Москвой?

Что касается отношений между простыми русским и украинскими людьми, то они основываются на родственных и дружеских связях. Эти связи очень крепки и практически не разрываются, несмотря на информационные войны, навязывание всяких мифов и стереотипов. Межгосударственные отношения выстраиваются по гораздо более сложной схеме. Но и здесь очень показательно, что даже в нынешней ситуации дипломатические отношения между Украиной и Россией не разорваны. И это вселяет надежду на то, что в будущем сам характер этих отношений при определенных условиях будет пересмотрен. Я думаю, что честный, равноправный, уважительный, взаимовыгодный и открытый диалог между Киевом и Москвой возможен. Когда? Никто сейчас не даст точный ответ. Но это время точно придет.

Источник:
портал Re:plika