Андрей Мельков. «Они заменили истину Божию ложью»: Фанариотский гамбит и страсти по автокефалии

Череда драматических событий в связи с попытками создания т.н. Единой Поместной Церкви на Украине все более напоминает масштабный политический антироссийский проект, чем Божье дело. Многие православные украинцы пребывают в националистическом угаре, уже совершенно забыв, что они являются христианами. В этом гвалте нет места Христу. Сразу приходят на ум слова апостола Павла: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25). Истина – это жизнь во Христе, а служение не божественному, а земному – фанатичное поклонение украинскому национализму. 

Сейчас многие пишут и анализируют политические, исторические и философские обоснования автокефалии, но мало, кто говорит о духовных, богословских истоках и причинах происходящего. Если взглянуть на данный вопрос именно с этой стороны, то становится понятным, что автокефалия – это не цель, а средство. Средство для правильной организации жизни Православной Церкви как общества верующих во Христа, соединенных между собой Законом Божиим, священноначалием и Таинствами. Неужели каноническая Украинская Православная Церковь лишена этих основополагающих атрибутов и уже не в состоянии нести свою спасительную миссию среди своих чад? Православие на Украине веками стоит в правде и истине, самой историей доказав право на существование и дальнейшее развитие. Ни уния, ни расколы, ни атеистическая пропаганда не смогли уничтожить Украинскую Церковь, не смогли разложить Православную веру в народе.

Очевидно, что попытка посеять на Украине очередную церковную смуту путем навязывания автокефалии, да еще и руками государственной власти при поддержке Константинопольского Патриарха преследует чисто политические цели и совершенно противоречит евангельским идеалам служения Богу и ближним. Интересы верующих в этом «фанариотском гамбите» находятся на самом последнем месте. В истории с автокефалией заинтересованными лицами являются Президент Порошенко, Патриарх Варфоломей, раскольные иерархи, украинские националисты, антироссийские американские и европейские круги, но только не чада Украинской Православной Церкви.

В этой связи, пусть каждый, кто любой ценой жаждет получить автокефалию, задастся простым вопросом: «Как лично на меня влияет факт наличия или отсутствия автокефалии? Если будет предоставлен долгожданный Томос, как изменится лично моя духовная жизнь? Стану ли я больше или меньше грешить, стану ли я духовно и нравственно совершеннее, стану ли я ревностнее исполнять евангельские заповеди, будет ли в моей душе мир и спокойствие?» Ведь Церковь – это не филиал идеологического отдела министерства пропаганды, а мистическое Тело Христово, «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15), где христианин спасается не автокефалией, а Святыми Таинствами, благими делами и праведной жизнью.

Глядя на современное украинское общество, понимаешь, что автокефальные страсти разделяют людей, вносят разброд и шатание в умы христиан, порождают ненависть, злобу, провоцируют преступления против Бога и ближних. Нужна ли ныне такая автокефалия и такой ценой? С богословской точки зрения логично, что вопрос о целесообразности предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви может и должен быть предметом обсуждения, и нет ничего плохого в том, чтобы об этом говорить открыто с привлечением широкого круга заинтересованных лиц. Но то, какими методами, и какой ценой сейчас пытаются разложить Православие на Украине, прикрываясь политическими лозунгами и воинствующим национализмом, напоминает сатанинский шабаш!

Примечательно, что сегодня вопрос автокефалии на Украине решается не епископатом и духовенством канонической УПЦ, а его курируют светские люди, государственные служащие (среди которых есть убежденные атеисты по их же откровенным признаниям), которые самым грубым образом вмешиваются в дела Церкви. И если такое вмешательство противоречит даже светским законам, то чего говорить о попрании церковных установлений. 

Путь легализации раскола, а не его уврачевания, который выбрала украинская власть и поддержал Константинопольский Патриархат, это не евангельский путь. Это путь боли, страданий и скорбей для всей полноты канонической Украинской Православной Церкви. 

Поражает, в какой спешке и с каким нахрапом сейчас пытаются построить т.н. Единую Поместную Церковь (Украины), и это – форменное насилие над канонической Церковью, которое бесстыдно творят осатаневшие от вседозволенности политики, раскольные иерархи и которым рукоплещет агрессивно настроенная чернь. Все это уже было в истории, когда отдали на распятие самого Христа. Также и сейчас распинают Украинскую Православную Церковь в угоду политической конъюнктуре и властным амбициям люди в серых пиджаках и оборотни в рясах. Ради оправдания своего черного дела они не гнушаются даже самой мерзкой лжи, они исполнены злобы и ненависти и имя им легион (Лк. 8:30).

Как быть в сложившейся ситуации? Для верующего человека самый правильный путь – это путь молитвы. Пусть от всего сердца возносится молитва о единстве Церкви во исполнение заповеди Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Но искренне молиться не значит, что не нужно возвышать голос в защиту Церкви. Нужно и должно громко говорить о той неправде, которую сегодня на Украине по отношению к Православию творят политики, расколоучители и провокаторы, прикрываясь националистическими лозунгами и разжигая национальную рознь и религиозную вражду. А людям мыслящим, творческим, имеющим дар слова и убеждения, сегодня нужно объединиться в борьбе за единство нашей Церкви и, простив друг другу прежние взаимные обиды, дать решительный отпор темным силам, стремящимся уничтожить колыбель Крещения Святой Руси! 

И нет у нас иного пути: только горячая молитва, каменная твердость в вере и сыновья преданность нашей Матери Церкви! Только так защитим Православие на Украине, только так пребудем верными до конца.