Никольский Е.В. Церковное почитание Николая Второго в современной России: истоки и проблемы
При анализе ситуации, сложившийся вокруг церковного почитания Государя Императора Николая Второго и его семьи, необходимо отметить следующее: весьма часто симпатии и антипатии верующих по отношению к святым царственным страстотерпцам носят на себе отпечаток неприятия современной российской власти. Горячие почитатели царской семьи обычно в свою религиозную активность вкладывают ностальгию по правителю, жертвенно заботящемуся о своем народе, а также нереализованное желание обрести хотя бы перед своим внутренним взором «нормальную власть».
Ярые противники культа венценосной семьи, как бы это не показалось странным, исходят также из негативного отношения к правителям современной России. Ведь в такой парадигме, априори дурная власть, подчиняя себе Церковь, пытается навязать народу некую модель правления через культ царственных страстотерпцев. А если их почитание приходит сверху, то, соответственно, и Николай II и члены его семьи… не настоящие святые и их культом следует пренебрегать.
Если первое представление распространено среди людей с правопатриотическими и центристскими взглядами, среди этнических славян, то второе – среди либеральной квази-интеллигенции, страдающей «детской болезнью левизны» и составляющей значительную часть так называемых «детей Александра Меня».
Среди второй группировки сильны и антимонархические тенденции, у них твердая монархическая государственность ассоциируется с ненавидимым или советским авторитаризмом; отсылка к опыту современных европейских монархий (прежде всего, английской и испанской) практически никогда не работает.
В обоих случаях мы наблюдаем привнесение политического элемента в духовную жизнь. Это аскетически нецелесообразно. Царственные страстотерпцы воспринимаются не в качестве Божиих угодников и покровителей, к заступничеству которых можно прибегать в разных случаях, а в качестве некого плохо оформленного политического концепта.
«Левые» обычно с пренебрежением воспринимают тех, кто чтит Николая Второго, считая таких людей «недоразвитыми» и «кликушами». О духовном подвиге императора в их тусовке задумываться не принято; на его почитание и разговоры о нем накладывается табу.
Негативное отношение к Николаю Второму наблюдается и у тех новообращенных христиан, которые придерживаются социалистических и пара-коммунистических воззрений. С их точки зрения, канонизация монарха несостоятельна потому, что он – монарх, т.е. представитель эксплуатационных классов, а не трудового народа. Христианская же идея о том, что «во всяком звании есть спасение» здесь не фигурирует вовсе, а под гнетом социалистических мифологем полностью нивелируется.
Причины и генезис данного миропонимания выявила в своей статье «Типы религиозной жизни» (Париж, 1937) святая преподобномученица, мать Мария (Кузьмина-Караваева). Она, в частности, писала о том, что большие проблемы для церковной жизни, для катехизации возникнут в России после падения коммунизма, когда в храмы придут во множестве люди с социалистическим мировосприятием. Этим же фактором и обусловлено неприятие некоторыми христианами монархии и личности Николая Второго
Парадоксально, но крайности притягиваются и интегрируются. И церковные пост и квази либералы и их оппоненты – социалисты едины в своем неприятии монархии как системы госустройства и в своем необоснованно отрицательном отношении к святому Николаю Второму.
Стойкие традиции почитания венценосной семьи складываются среди немногочисленных уцелевших потомков русской аристократии. Еще задолго до официальной канонизации императора в Российском Дворянском Собрании распространялись портреты Государя и Императрицы, великих княгинь; складывалось обыкновение на крестины и свадьбы приносить в качестве благословения иконы (тогда очень редкие) царственных мучеников. Такое отношение к царю вполне закономерно: дворяне и другие потомки «бывших» ностальгируют по красивой жизни в Российской империи и облекают свои чувства в религиозную оболочку. В этой связи можно вспомнить наблюдения блаженного Августина о том, что Церковь порою хранит память об империи.
Интересно, что культ Николая II (в отличие от почитания императора Карла Австрийского) получил распространение за пределами узкого круга аристократии и монархистов.
Его активными почитателями стали и представители пролетариата, включая и воцерковленные городские низы, и пара-церковных маргиналов. Здесь, в отличие от возвышенно-патетического настроения дворян, господствует ностальгия иного рода, ностальгия по «сильной руке»; здесь вновь реанимируются мифологемы о «мужицком царе» и образ Николая Второго приобретает черты вождя гопоты. Духовные аспекты при данном подходе также нивелируются.
Монархисты, разделившись в России на два лагеря: легитимистов, признающих законной наследницей русских царей ныне здравствующую великую княгиню Марию Владимировну Романову, и «соборников», считающих необходимым иное решение проблемы монархического ренессанса на Руси. Обе группировки трактуют Николая II как символ монархической государственности как таковой.
Социальная деятельность, как и всякая другая, нуждается в освящении. Поэтому складывающиеся традиции почитания Николая II могут способствовать усилению христианского начала хотя бы среди узкого круга лиц, занимающихся общественными и политическими аспектами бытия.
Традиционно для русской церковной культуры характерна своеобразная «специализация» святых. Часто угодников почитают как покровителей какого-либо вида деятельности, или целителей от конкретного недуга. Неоднократно высказывались суждения о языческих корнях такого отношения к святым. Однако традиции живучи, и ныне многие молятся священномученику Антипе Пергамскому в случае зубной боли, Иоанну Предтече – в случае головной, святым Петру и Февронии – об удачном браке и так далее.
Можно предположить, что отсутствие подобной «специализации» у Николая II вызвано недавней канонизацией. Однако уже складываются традиции почитания некоторых новомучеников и исповедников российских. Например, святителя Луку (Войно-Ясенецкого) чтут как врачевателя, преподобномученицу Рафаилу Чигиринскую как целительницу рук и ног, ожогов и покровительницу в поисках жилья и работы.
Второй причиной отсутствия «специализации» Николая Второго мы считаем стихийность его почитания, наличие разнообразных причин для развития его культа и неодобрение широкого его почитания со стороны светских и церковных властей.
Занимаемое Николаем Вторым высокое положение императора, властелина 1/6 части суши, хозяина огромной империи вызывает у наших современников разнообразные реакции. Так, некоторые украинцы, придерживающиеся националистических воззрений, видят в Государе символ москальской агрессии. Это не обоснованно, ибо Николай II очень хорошо относился к украинскому народу и поощрял национальное просвещение; при нем прекратилась политика принудительной русификации.
Иное отношение к императору у армян. Во время турецкого геноцида он открыл границы империи для беженцев, оказал им материальную поддержку, предоставил жилище и работу. Благодаря своевременно принятым мерам, были спасены сотни тысяч жизней.
Итак, подводя итоги, отметим, что причины культа императора Николая как святого носят зачастую внерелигиозный характер. Это и ностальгия по ушедшей империи, по красивой жизни предков, неприятие современной власти, благодарность за покровительство целому народу, мазохистское желание попасть под «сильную руку», приверженность монархической идеологии или симпатии к его ныне здравствующим родственникам.
Мы выделим те причины, которые лежат на поверхности. Отдельные случаи могут быть вызваны другими факторами и не укладываются в предлагаемую схему. Однако отметим главные: внерелигиозный характер причин почитания Императора нельзя сразу трактовать как явление негативное.
Выше описанные причины при благоприятных условиях могут привести к здравому и аскетически цельному почитанию Государя, к освящению земного служения его почитателей, т.е. трансформироваться в адекватное христианское отношение к канонизированному подвижнику
При анализе деятельности царебожников и «нормальных» почитателей Николая Второго мы можем выделить одно парадоксальное явление: и те и другие порою воспринимают личность императора вне церковного учения о теозисе. Царебожники деизируют государя, «нормальные» же увлекаются культурно-гуманистическими аспектами его личности и деятельности, забывая порою, что перед нами человек, причисленный к лику святых.