Оборонка: кадры решат всё
Интервью с профессором, доктором технических наук, членом Научно-экспертного совета ИСГИ Борисом Алексеевичем Виноградовым, который выступил с докладом на первом заседании Общественного Совета при правительственной Военно-промышленной комиссии (ВПК), состоявшемся 24 июля 2012 года. Вёл заседание заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Олегович Рогозин.
Вопрос: Борис Алексеевич, в прессе появились сообщения о том, что Вы были докладчиком по кадровой проблеме ОПК на первом заседании Общественного Совете при Председателе ВПК Д.О. Рогозине. О чем шла речь в Вашем докладе?
Ответ. Властью провозглашены приоритеты страны: обеспечение инновационного развития, суверенитета и безопасности России. Они отражены в руководящих документах, таких как Концепция 2020, Военная доктрина и т.д. С целью выполнения приоритетов Правительством и ответственными министерствами был введен в действие государственный план подготовки кадров для ОПК, созданы исследовательские университеты, центры дополнительного профессионального образования, реализованы другие меры. Каковы их результаты, что нужно сделать для решения кадровой проблемы ОПК? Анализ ситуации и выработка рекомендаций — такова была цель доклада.
Вопрос: Нынешняя цель — реиндустриализация ОПК и ее кадров — все ли здесь хорошо? Что говорит ответственное министерство — Минпромторг?
Ответ: Все решат кадры. Те, кто проведут реиндустриализацию, те, кто будут работать на новых предприятиях, те, кто научат, исследуют и создадут будущее. Они должны опередить конкурентов и создать ВВСТ будущего.
Приведу данные сайта Минпромторга. 1.) Средний возраст работников ОПК — 46 лет, молодых — 30%. 2.) Подготовка кадров идет по государственным планам. 3.) Вузы – головные исполнители и соисполнители НИОКР по Гособоронзаказу. 4.) До 2020 года переподготовку и повышение квалификации должны пройти 200 тыс. человек. 5.) Реализуются меры государственной поддержки на этапе становления центров ДПО, созданы 4 центра.
Мои дополнения во время выступления к министерской информации: В этой сфере у нас докторов наук старше 60 лет – 70%, из них старше 70 лет около 50% . Кандидатов наук: старше 60 лет – 50%, из них старше 70 лет – 30% . Доля ученых и специалистов около 22%, руководителей 15%, рабочих — более 63 %.
Весьма сомнительны слова Минпромторга о вузах – головных исполнителях НИОКР, это единичные случаи, а не система. Основной источник финансирования НИОКР вузов – Минобрнауки России. В странах-конкурентах затраты на НИОКР при производстве ВВСТ достигают 70%, основные исполнители большинства НИОКР – университеты.
В странах-конкурентах (например, США) на предприятиях ОПК работают до 60% ученых и инженеров, в том числе, до 20% специалистов по электронным системам и программному обеспечению (компания Локхид-Мартин). Они – главные работники, и там считают только их возраст: более 30% из них были пенсионного возраста в 2010 году. У них наиболее критическая потребность в классных специалистах по системному проектированию и стоимостному анализу сложных систем вооружений. России нужен системный подход к решению кадровой проблемы ОПК.
Вопрос: Но вузы же готовят кадры или этот процесс идет плохо?
Ответ. В наших ведущих столичных вузах, связанных с ОПК, деды и прадеды учат внуков и правнуков и выполняют НИОКР. В докладе это показано на конкретных примерах, так же как и неудовлетворенная потребность предприятий в кадрах выпускников. Мне пришлось напомнить роман «Далеко от Москвы», применительно к коломенскому ведущему предприятию ОПК – КБМ, которое вынуждено было организовать в Коломне подготовку кадров для себя. И это менее чем в 100 км от МГТУ им. Н.Э. Баумана!
Вопрос: А как же государственный план подготовки кадров для ОПК, разработчиком которого Вы являлись?
Ответ: Он был принят в декабре 2000 года и за 12 лет на нем, как на любом большом корабле, наросли ракушки, которые никто не очищал. В итоге он работает плохо. После утверждения Правительством плана на четыре года, как правило, далее никто и ни за что не отвечает. Используя целевые места, можно стать студентом ведущего вуза с минимальным ЕГЭ и стипендией, но без последующей отработки полученной льготы. При отсутствии мобильности выпускников, региональном замыкании рынка труда, предприятия ОПК получают не лучших, а нередко вынуждены готовить «своих» выпускников. Пример КБМ (Коломна) далеко не единичный.
Вопрос: Что же делать с целевой подготовкой кадров для ОПК?
Ответ: В докладе был поставлен этот вопрос: развивать или отменить? Постановление Правительства РФ №942 о целевой контрактной подготовке специалистов не влечет ответственности за несоблюдение условий контракта. Нужны иные договорные отношения с выпускниками, но нужно и создать условия, такие как современная материально-техническая база предприятий, НИИ и вузов, достойная зарплата и перспектива роста для достойных. Необходимо изменение кадровой структуры ОПК в сторону ученых и инженеров. В докладе предложены пути улучшения этой работы.
Вопрос: Что конкретно предложено?
Ответ: Предложено разорвать цепь чиновничьей безответственности. Сегодня целостной системы развития кадрового потенциала ОПК в Минпромторге нет. В США наряду с вузами на нужды ОПК активно работает головной ИПК с филиалами – Университет военного снабжения, обеспечивая практическое обучение и профессиональный рост специалистов для ОПК и военных структур в области техники, логистики, снабжения. Университетские курсы заканчивают более 350 тыс. человек в год. Нами предложено создать институты развития в Минпромторге с головным межотраслевым ИПК ОПК, региональными и отраслевыми центрами ДПО ОПК, в которых будут проходить переподготовку и повышение квалификации разработчики, производители и пользователи ВВСТ. Предложено включить в схему подготовки и отработки государственного плана Кадровое агентство и координационный Совет для решения проблемы прогнозирования, планирования, мониторинга и обеспечения потребности ОПК в кадрах.
Но самое главное – предложен системный подход к развитию кадрового потенциала ОПК. Речь не о том, чтобы критиковать те или иные министерства, это не самоцель. Мы несколько лет работали с департаментом ОПК Минпромторга по кадровым проблемам, там грамотные специалисты, они приняли многие наши предложения. При министерстве сформирована группа, работающая по проблемам ДПО ОПК. Но процесс идет медленно. Наша цель: повысить эффективность работы Минпромторга по ДПО ОПК и активизировать работу Минобранауки по кадровым проблемам ОПК.
Вопрос: Что еще предложено в рамках системного подхода?
1. Сформировать из государственных технических университетов сеть внутрифирменных вузов концернов ОПК с уровнями подготовки НПО-СПО-ВПО-ДПО-НПК. Включить затраты на подготовку специалистов всех уровней и ДПО в структуру себестоимости продукции ОПК.
2. Организовать опережающую систему подготовки исследователей и разработчиков ВВСТ в НИУ, отраслевых институтах и РАН.
3. Сформировать корпоративные научно-образовательные консорциумы на базе НИУ и предприятий ОПК.
4. Создать 500 инновационных компаний при вузах с объемом продукции каждой более 300 млн. рублей в год для предприятий ОПК.
Предложены и другие меры, в том числе по НИОКР в интересах ОПК, инновационным компаниям, мотивации школьников и т.д.
В последние годы мне пришлось участвовать в проверке ряда ведущих вузов. Множество инновационных компаний, созданных при вузах по ФЗ № 217, работают неудовлетворительно, и это не их вина, а беда. Сегодня это бумажные тигры, а надо сделать реально работающие современные инновационные предприятия. В том числе, работающие для ОПК на условиях аутсорсинга, производящие материалы, компоненты, подсистемы.
Напоминая слова из Указа Священного Синода РПЦ от 1875 года, отмечу, что первый народ тот, у кого лучшая подготовка, подбор и расстановка кадров, лучшие школы и учителя. Если он сегодня не первый, то завтра обязательно станет мировым лидером. Ибо кадры решают все.