Венедиктов В.Ю. Фанарское собрание: отвлекающий маневр или конец битвы автокефалий?

«Единство в многообразии» – этим красивым словосочетанием иногда называют систему поместных Православных автокефальных Церквей. За красивым словосочетанием на самом деле кроется вековая церковная «битва автокефалий». На прошедшем Синаксисе (собрании) Предстоятелей поместных Церквей в Стамбуле 6–9 марта по подготовке Всеправославного Собора лидеры мирового православия решили многолетнюю битву прекратить.

Предыдущий опыт подобных всеправославных совещаний и комиссий убедительно показал, что предсоборные дискуссии каждый раз разбивались о три пункта повестки будущего Собора: 1) признание статуса церковной автокефалии, 2) признание статуса церковной автономии, 3) правила взаимного канонического признания Православных Церквей на основе диптиха (порядка упоминания Церквей по принципу древности). Также беспокойной оставалась тема православной диаспоры за пределами национальных границ. Мартовский Синаксис разрешил эти спорные противоречия весьма оригинальным способом. По принципу: «Есть спорные пункты – есть проблемы, нет спорных пунктов – нет проблем».

Во вступительном слове к собранию 6 марта Константинопольский Патриарх Варфоломей предложил исключить из повестки Собора 2016 года те темы, по которым так и не удалось на протяжении долгого времени прийти к консенсусу («порядок провозглашения автокефалии какой-либо Церкви и порядок поминовения Церквей в священных диптихах»). Между тем вопрос, связанный «с провозглашением автономии какой-либо Церкви», по мнению Патриарха Варфоломея, «нуждается в дальнейшем обсуждении на Всеправославной предсоборной конференции». Таким образом, десять основных тем Всеправославного Собора сократили до восьми.

Предложение Варфоломея было поддержано делегациями Православных Церквей. На собрании их было лишь тринадцать, что на две единицы меньше положенного количества Церквей по диптиху, принятому в РПЦ. Дело в том, что автокефалию самой молодой Православной Церкви в Америке Вселенский (Константинопольский) Патриархат и все прочие поместные Церкви греческой иерархии не признают вообще. Отсутствие же делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии (автокефалия признана всеми) обусловлено тем, что недавнее избрание в феврале 2014 года Предстоятелем этой Церкви архиепископа Ростислава (Гонта) Константинополь также не признал легитимным.

Весьма примечательным является и тот факт, что в итоговом послании Предстоятелей поместных Церквей от 9 марта отсутствует имя Антиохийского Патриарха Иоанна X, который не смог принять участие в работе Синаксиса по состоянию здоровья. Перечень же иерархов в итоговом документе составлен в соответствии с традицией диптиха, принятого в Константинопольской Церкви, в котором, как известно, Грузинский Патриархат отодвигают на девятое место.

Синаксис проходил с явным греческим перевесом. Председательствовал на собраниях Константинопольский Патриарх Варфоломей. Редакционную комиссию, подготовившую итоговый документ собрания, возглавил Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий Яннулатос (этнический грек). Богослужения совершались на греческом языке и возглавлялись опять же греческими Патриархами православного Востока. Негреческим иерархам и делегациям (Антиохийский Патриархат, Грузия, Сербия, Румыния, Болгария и Польша) была отведена второстепенная роль. Московский Патриарх находился зажатым в тисках греческого православия.

Невольно задаешься вопросом: не является ли фанарское собрание отвлекающим маневром? Зачем Патриарху Варфоломею понадобилось обсуждать всем православным миром созыв Собора-2016 именно в дни украинского кризиса? Особенно экзотично выглядит на этом собрании московская делегация во главе с Патриархом Кириллом. В условиях, когда Украинская Православная Церковь негласно готовится к выборам нового Предстоятеля, а автономный статус этой Церкви уже ходом самой действительности корректируется в сторону автокефалии, экстренный вызов Московского Патриарха на Фанар кроет в себе самые прагматичные расчеты. Вот только чьи? Москвы или Константинополя?

Итоговые документы Синаксиса (апофазис), очевидно, в пользу Москвы. Зафиксировано точное количество тринадцати автокефальных Церквей на предстоящем Всеправославном Соборе. Тема автокефалии больше не обсуждается. Все решения на Соборе будут приниматься исключительно консенсусом. Каждая Церковь будет иметь один голос независимо от количества ее делегатов. Председателем Собора будет Константинопольский Патриарх. Все остальные Предстоятели будут сидеть справа и слева от него.

Синаксис наметил тенденцию деавтокефализации в современном православии. Отцы Синаксиса как бы намекают, что ругаться по спорной и запутанной теме «права отдельной Церкви на ее самоопределение» они вплоть до созыва Собора-2016 не будут. Вместо распрей взят курс на единение.  Таким образом, лидеры мирового православия приступили к финальной фазе подготовки Всеправославного Собора по формуле, которую в международной жизни можно уподобить встречам «большой восьмерки». 

Вадим Юрьевич Венедиктов – 
церковный историк, кандидат исторических наук

Источник:
НГ Религий 2014-03-19