Мельков А.С. Институт общественных инспекторов по охране окружающей среды: история становления и современное состояние

В статье исследуются проблемы и перспективы развития института общественных инспекторов по охране окружающей среды в современной России. Автором подробно описана история становления этого института, последовательно рассмотрены этапы его зарождения и формирования. Проведен анализ правовой базы, послужившей основой для современного правового регулирования института общественных инспекторов по охране окружающей среды. Подводя итог исследованию, автор приходит к выводу, что повышение статуса общественных инспекторов в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и формированием соответствующей нормативно-правовой базы в 2023-2024 гг. имеет большое значение для развития института общественного экологического контроля. При этом очевидно, что механизмы регулирования деятельности общественных инспекторов нуждаются в дальнейшем совершенствовании с учетом складывающейся правоприменительной практики и тех вызовов, с которыми сталкиваются государство и общество при решении экологических проблем, включая все возрастающее количество правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

* * *

В Российской Федерации институт общественных инспекторов по охране окружающей среды существует сравнительно недавно. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Именно для реализации данной конституционной нормы предусмотрен общественный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 353-Ф3 [11] были внесены изменения в ст. 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»). Указанная статья была дополнена пунктами 4-7, в соответствии с которыми гражданам была представлена возможность осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды с целью оказания органам государственного надзора содействия в природоохранной деятельности.

Так в сфере общественного экологического контроля появился специальный субъект – общественный инспектор по охране окружающей среды (далее – общественный инспектор).

В целях развития института общественных инспекторов одной из задач Паспорта национального проекта «Экология», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16, стало создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля [4].

Следует отметить, что общественный экологический контроль занимает особое место в системе мер, связанных с проверкой соблюдения экологических требований, поскольку «гражданское общество может оказывать позитивное влияние на складывающиеся экологические правоотношения посредством осуществления общественного экологического контроля, занимающего особое место в системе мер, связанных с проверкой соблюдения экологических требований» [14, с. 81].

Значение общественного контроля в области охраны окружающей среды предопределено также и тем, что этот вид контроля выступает средством реализации принадлежащих каждому человеку экологических прав и исполнения соответствующих обязанностей [13, с. 136].

Очевидно, что новый институт общественных инспекторов в сфере охраны окружающей среды был введен законодателем не только своевременно, но и отчасти с опозданием, учитывая, что небольшой штат сотрудников как федерального, так и регионального экологического надзора на момент принятия закона уже не позволял оперативно и качественно реагировать на все возраставшее количество нарушений в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» с 1 января 2017 г. предоставил право всем гражданам, желающим оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности, право осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды, что ранее не было предусмотрено федеральным законодательством, в том числе и Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественные инспекторы по охране окружающей среды получили право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды был определен приказом Минприроды России от 12 июля 2017 г. № 403 [8]. Стать общественным инспектором получил возможность гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, изъявивший желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности и взаимодействовать с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора на добровольной и безвозмездной основе.

Данный приказ определил порядок присвоения статуса общественного инспектора, в частности, оценку специальных знаний, которыми должны обладать граждане для осуществления общественного экологического контроля. Для этого в органах государственного надзора в целях организации деятельности общественных инспекторов были созданы специальные комиссии. Приказом было определено, что при оценке знаний гражданину может быть задано не более 5 вопросов: о правах общественных инспекторов по охране окружающей среды; о видах и признаках административных правонарушений в области охраны окружающей среды; о видах вещественных доказательств по административным правонарушениям и способах обеспечения их сохранности; о содержании государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания; об основах экологических знаний, необходимых для участия в работе по экологическому просвещению.

В соответствии с данным приказом, в случае, если гражданином были даны ответы на все заданные вопросы, комиссией принималось решение о присвоении ему статуса общественного инспектора по охране окружающей среды и выдает удостоверение сроком действия на один год. Срок действия удостоверения мог быть продлен не более 3 раз, а само решение о продлении принималось комиссией по итогам рассмотрения отчета общественного инспектора о проделанной за год работы.

Государственным органам, осуществляющим экологический контроль, деятельность общественных инспекторов с самого начала функционирования этого института представлялась необходимой и важной: «Сегодня общественный контроль выходит на передний план. Нам необходимы помощники и соратники. Общественный инспектор по своему статусу находится близко к государственным органам, поэтому он может быть участником рейда, а может быть и свидетелем в суде, если наступили последствия этого рейда» [3, с. 143], – отмечал руководитель управления Росприроднадзора по Челябинской области В. Курятников.

В предисловии к «Справочнику общественного экологического инспектора» руководитель Росприроднадзора С.Г. Радионова отметила, что «вопрос экологической безопасности давно уже вышел за рамки одного отдельно взятого региона, страны. Для комплексного и своевременного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия не только органов власти, но и социально активных граждан.

Нам предстоит масштабная совместная работа по направлению к экологическим преобразованиям всех сфер хозяйственной деятельности. Мы находимся на такой ступени развития государства и общества, когда противопоставлять экономику страны с экологической обстановкой уже некорректно. Экономическое развитие городов, регионов, возможно только в ситуации, когда экология является новой экономикой, когда в приоритете находятся цели устойчивого развития, когда стабильный экономический рост связан с благосостоянием граждан, проживающих в комфортных и благоприятных для жизни условиях» [10, с. 4].

Реализация законодательной инициативы и одобрение деятельности общественных инспекторов со стороны профильных органов государственного надзора открыли путь к развитию института общественного экологического контроля в России. Почти в каждом регионе страны с 2017 года появились общественные инспекторы по охране окружающей среды.

При этом деятельность общественных инспекторов в рамках осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) не была урегулирована в полной мере. Справедливо утверждение Е.А. Потапова, который отмечал, что в ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не был четко «определен объект общественного экологического контроля. Объект – это то, на что направлена деятельность субъекта. Если объект не определен, субъект либо не сможет осуществлять деятельность, либо будет это делать слишком неэффективно» [7, с. 296].

Как же должен быть определен объект общественного экологического контроля, если он не закреплен в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»? Результат проведенного анализа природоресурсного законодательства, на которое также распространяется термин «экологический», показал, что положения об общественном экологическом контроле отсутствуют и в водном, и в лесном законодательстве, равно как и в законодательстве о животном мире. При этом ст. 27 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что общественный экологический контроль в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

И только Земельный кодекс Российской Федерации содержит ст. 72.1 «Общественный земельный контроль», где объектом контроля выступает деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений.

Сложно определить объект общественного экологического контроля, опираясь на п. 1 ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в котором были закреплены лишь цели этого контроля: реализация права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Е.А. Потапов полагает, что исходя из анализа п. 1 и п. 6 ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и системного толкования положений «в объект общественного экологического контроля входят: 1. Контроль за выполнением требований физическими и юридическими лицами. 2. Контроль за деятельностью органами государственной власти и органами местного самоуправления» [7, с. 297]. При этом объект общественного экологического контроля в указанном законе прямо не определен.

Важно и то, что результат общественного экологического контроля подпадает под положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Таким образом, у общественного экологического контроля изначально отсутствовала собственная процедура, и результат этого контроля всегда рассматривался как обращение гражданина, а не специального субъекта – общественного инспектора, осуществляющего данный вид контроля.

Спустя несколько лет после начала формирования института общественных инспекторов по охране окружающей среды стала очевидна необходимость его совершенствования. В конце 2021 года Минприроды России с целью закрепления полномочий общественных инспекторов внесло в Правительство РФ соответствующий законопроект. В подготовке документа принимали участие специалисты Росприроднадзора, Рослесхоза, Минэкономразвития, Общественных советов и Общественной палаты России. Предполагалось, что законодательная инициатива создаст дополнительные преференции, мотивацию и возможность общественных инспекторов влиять на экологические решения.

В связи с этим глава Минприроды России Александр Козлов заявил следующее: «С изменением законодательства материалы общественных инспекторов в случае их оперативного поступления будут рассматриваться в более сжатые сроки, чем обращения граждан – в течение 10 рабочих дней со дня регистрации. Общественные инспекторы смогут присутствовать при проведении органами надзора выездного обследования и при открытом рассмотрении дел об административных правонарушениях, представлять предложения по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования» [1].

Президент России Владимир Путин, посещая Камчатку в 2022 году, во время форума «Экосистема» заявил, что поддерживает движение общественных инспекторов и выступает за расширение их полномочий: «Общественные инспекторы и отношение к ним: конечно, нужно поддерживать это движение. Безусловно, будем это делать и более того – и на законодательном уровне принято соответствующее решение расширения полномочий общественных организаций и общественных инспекторов в этой сфере. Важно, чтобы соответствующим образом сложилась так называемая правоприменительная практика» [1].

В итоге 14 июня 2022 года в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды"». В пояснительной записке к законопроекту было указано, что он направлен на совершенствование деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, «включая повышение статуса общественных инспекторов, расширение их прав и обязанностей, совершенствование порядка взаимодействия с надзорными органами» [2].

В частности, законопроектом предусматривалось, что общественные инспекторы будут наделены правом присутствовать при проведении надзорными органами выездного обследования, а также присутствовать при открытом рассмотрении дел об административных правонарушениях в случаях представления данными инспекторами материалов о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды в органы экологического надзора.

Спустя полтора года Президентом России был подписан Федеральный закон от 25 декабря 2023 года № 683-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» [12], в соответствии с которым измелился порядок осуществления общественного экологического контроля.

1 июля 2024 года вступила в силу новая редакция ст. 68 «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)» Федерального закона «Об охране окружающей среды». В частности, определено, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, а также гражданами. Проведение общественного контроля в области охраны окружающей среды на объектах, используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, других объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, не допускается.

В данный закон также была введена новая статья 68.2 «Общественные инспекторы по охране окружающей среды». В этой статье уточнены требования, предъявляемые к общественным инспекторам по охране окружающей среды, их права и обязанности. В частности, установлено, что общественными инспекторами не могут быть лица, признанные иностранными агентами, лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие гражданство иностранного государства.

Данной статьей определено, что гражданин, изъявивший желание стать общественным инспектором, обязан обладать знаниями, необходимыми для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля). Наличие этих знаний проверяется органами, осуществляющими государственный экологический контроль (надзор), в форме тестирования без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по перечню вопросов, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Также установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), т.е. Росприроднадзором, ведется перечень общественных инспекторов, который является общедоступным и подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте указанного органа.

Статьей 68.2 определены следующие обязанности общественного инспектора:

1) соблюдать ограничения, установленные федеральными законами, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

2) не создавать препятствий законной деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Наряду с обязанностями статьей 68.2 установлены следующие права общественных инспекторов:

1) Орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный экологический контроль (надзор) (далее – контрольные органы), не вправе препятствовать присутствию общественных инспекторов по охране окружающей среды при проведении указанными органами выездного обследования по материалам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, представленным данными общественными инспекторами по охране окружающей среды, а также при открытом рассмотрении указанными органами дел об административных правонарушениях.

2) При осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) не допускается препятствовать фиксации общественными инспекторами по охране окружающей среды действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц с применением фото- и киносъемки, видео- и аудиозаписи и иных способов фиксации, если это не противоречит федеральным законам.

В связи с вышеуказанными изменениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части совершенствования деятельности общественных инспекторов Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2024 года № 877 «Об утверждении Правил организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» был утвержден новый порядок организации деятельности таких инспекторов, а также порядок ведения их перечня и тестирования необходимых знаний [6].

В соответствии с указанным Постановлением сведения об общественном инспекторе по охране окружающей среды включаются в специальный перечень Росприроднадзора сроком на 3 года с возможностью последующего продления еще на 3 года. Ранее статус общественного инспектора надо было подтверждать каждый год.

Постановлением определено, что общественный инспектор по охране окружающей среды направляет материалы о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды в контрольные органы в соответствии с их компетенцией, а также уведомляет о намерении присутствовать при проведении контрольным органом выездного обследования по указанным материалам в случае принятия контрольным органом решения о проведении такого выездного обследования.

В случае принятия решения о проведении выездного обследования по материалам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, представленным общественным инспектором, контрольный орган уведомляет данного инспектора о дате, времени и месте проведения указанного выездного обследования за 3 рабочих дня до его проведения.

Перед началом осуществления выездного обследования контрольным органом с общественным инспектором проводится инструктаж, в том числе указывается маршрут передвижения, контрольные (надзорные) действия, которые будут осуществляться в рамках выездного обследования.

Важно, что теперь контрольные органы в течение 10 рабочих дней со дня регистрации материалов о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды информируют общественного инспектора о результатах их рассмотрения. Ранее этот срок составлял 30 дней.

Также контрольный орган обязан уведомлять общественного инспектора о дате, времени и месте открытого рассмотрения дел об административных правонарушениях по материалам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, представленным данным общественным инспектором, за 3 рабочих дня до даты рассмотрения.

Статус общественного инспектора может быть продлен не более одного раза на 3 года на основании заявления инспектора о дальнейшем намерении оказывать содействие контрольным органам. К заявлению необходимо приложить отчет о проделанной общественным инспектором деятельности в предыдущий период. Данный отчет должен содержать информацию об исполнении прав и обязанностей общественного инспектора, предусмотренных ст. 68.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Наряду с указанным Постановлением Правительства РФ вступил в силу приказ Росприроднадзора от 22 мая 2024 года № 277 «Об утверждении формы и порядка выдачи удостоверения общественных инспекторов по охране окружающей среды» [9]. В соответствии с положениями данного приказа общественный инспектор вправе получить удостоверение, которое теперь не продляется. В случае продления срока полномочий общественного инспектора на новый трехлетний срок, ему выдается новое удостоверение.

Следует отметить, что в новой форме удостоверения в отличие от прежней отсутствуют выписки о правах общественных инспекторов. Сделана лишь пометка, о том, что «права и обязанности общественного инспектора по охране окружающей среды закреплены в статьях 68 и 68.2 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"» [9].

В целом повышение статуса общественных инспекторов, расширение их прав и обязанностей, совершенствование порядка взаимодействия с контрольными органами, можно оценить как шаг вперед в деле становления института общественного экологического контроля. Это особенно актуально в условиях продолжающегося моратория на проведение проверок. Ограничения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий установлены Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [5] (далее – Постановление № 336).

В этой связи сложилась парадоксальная ситуация, при которой у общественных инспекторов в ряде случаев имеется больше полномочий, чем у государственных инспекторов. Поскольку на общественный экологический контроль не распространяются положения Постановления № 336, общественные инспекторы в рамках предоставленных им полномочий могут выявлять и фиксировать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, направлять соответствующие материалы в органы, осуществляющие государственный экологический контроль (надзор), не согласовывая свои действия с органами прокуратуры и самими контрольными органами. Таким образом, общественный инспектор фактически становится процессуально самостоятельным (независимым) лицом, что в целом существенно повышает эффективность общественного экологического контроля.

Более того, теперь контрольные органы обязаны в сжатые сроки (в течение 10 дней) рассматривать направленные общественным инспектором материалы о выявленных нарушениях и информировать его о результатах рассмотрения. Также контрольные органы в случае принятия решения о проведении выездного обследования по направленным общественным инспектором материалам о выявленных им нарушениях обязаны проводить такие обследования и осуществлять в их рамках контрольные (надзорные) действия совместно с общественным инспектором. Это делает процесс проверки более прозрачным, уменьшает волокиту и формализм при рассмотрении материалов, поданных общественным инспектором.

Вместе с тем неясно, в каком именно качестве и с какой целью общественным инспекторам предоставлено право присутствовать при открытом рассмотрении контрольными органами дел об административных правонарушениях. Отношения, связанные с присутствием лиц при рассмотрении дела об административном правонарушении, являются предметом административного права. Однако нормами КоАП РФ не установлено, что общественные инспекторы являются участниками производства по делу. Право присутствовать при рассмотрении дел об административных правонарушениях общественные инспекторы и так имеют в силу ч. 1 ст. 24.3. КоАП РФ наравне с остальными гражданами. Таким образом, данная норма является бесполезной и излишней как не представляющая дополнительных прав общественным инспекторам и не расширяющая имеющиеся права.

В этой связи наряду с изменениями в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» уместно было бы добавить норму в КоАП РФ, в соответствии с которой общественный инспектор получил бы право обжаловать решения контрольных органов, принимаемые по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях по материалам, представленным конкретным общественным инспектором.

Также следует отметить, что вышеуказанными изменениями в законодательство четко не определен порядок взаимодействия общественных инспекторов с контрольными органами. С одной стороны у общественного экологического контроля появились элементы собственной процедуры с ускоренным сроком рассмотрения направляемых общественным инспектором в контрольные органы материалов по выявленным нарушениям и правом участвовать в надзорных мероприятиях без взаимодействия с юридическими лицами. С другой стороны четко не прописана процедура направления таких материалов, не установлен способ их подачи, а также не определен формат оказания содействия общественными инспекторами органам государственного экологического контроля.

Формально при направлении общественными инспекторами материалов о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды в контрольные органы посредством почтовых отправлений, в электронном виде через портал «Госуслуг» или с официальных сайтов этих органов результат общественного экологического контроля, как и прежде, будет подпадать под положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Но данным законом никаких исключений для общественных инспекторов в части ускоренного рассмотрения их обращений в контрольные органы не предусмотрено.

Представляется, что порядок взаимодействия с контрольными органами мог бы быть установлен в форме направления общественными инспекторами в эти органы соответствующих материалов о нарушениях в области охраны окружающей среды посредством электронной почты или системы электронного документооборота. При этом каждому общественному инспектору мог бы быть создан аккаунт, электронный почтовый ящик и предоставлен доступ в специальный личный кабинет на сайте контрольного органа, принявшего решение о включении гражданина в перечень общественных инспекторов по охране окружающей среды. В таком случае порядок взаимодействия общественных инспекторов с контрольными органами был бы существенно упрощен, в том числе, в части идентификации общественных инспекторов при их обращениях в указанные органы, а также в целях информационного обмена и оперативного разрешения возникающих вопросов.

Также необходимо отметить, что в новой редакции ст. 68 и в ст. 68.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отсутствует ранее действовавшая норма о праве общественных инспекторов участвовать в работе по экологическому просвещению населения. Вместе с тем экологическое просвещение граждан является важнейшим инструментом в профилактике нарушений природоохранного законодательства и роль общественных инспекторов в этой сфере следовало бы еще более усилить, а не отменять вовсе.

Подводя итог проведенному анализу, следует сказать, что повышение статуса общественных инспекторов в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и формированием соответствующей нормативно-правовой базы в 2023-2024 гг. имеет большое значение для развития института общественного экологического контроля. При этом очевидно, что механизмы регулирования деятельности общественных инспекторов нуждаются в дальнейшем совершенствовании с учетом складывающейся правоприменительной практики и тех вызовов, с которыми сталкиваются государство и общество при решении экологических проблем, включая все возрастающее количество правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

 

Список литературы:

1. Владимир Путин поддержал движение общественных инспекторов [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [сайт]. 05.09.2022. URL: https://goo.su/TkP8 (дата обращения: 15.07.2024).

2. Законопроект № 142767-8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды) [Электронный ресурс] // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации [сайт]. 29.12.2023. URL: https://goo.su/35Ep7 (дата обращения: 15.07.2024).

3. Мухлынина М.М. К вопросу о создании института общественных инспекторов и их роли в контрольно-надзорной деятельности // Закон и право. 2018. № 8. С. 142-144.

4. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации [сайт]. 24.12.2018. URL: https://goo.su/b0X4Bi (дата обращения: 15.07.2024).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации [сайт]. 23.05.2024. URL: https://goo.su/u7ziQU (дата обращения: 15.07.2024).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2024 г. № 877 «Об утверждении Правил организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов [сайт]. 28.06.2024. URL: https://goo.su/Mbz2 (дата обращения: 15.07.2024).

7. Потапов Е.А. Не вижу цель – вижу препятствия... или о совершенствовании общественного экологического контроля // Вопросы российской юстиции. 2023. № 23. С. 294-302.

8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.07.2017 г. № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. 22.02.2018. URL: https://goo.su/S9exh9 (дата обращения: 15.07.2024).

9. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2024 г. № 277 «Об утверждении формы и порядка выдачи удостоверения общественного инспектора по охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов [сайт]. 25.06.2024. URL: https://goo.su/xk80 (дата обращения: 15.07.2024).

10. Усманов Т.Т. Справочник общественного экологического инспектора / Под. ред. С.В. Грошевой, С.А. Кириллова. М.: Всероссийское общество охраны природы; Фонд Президентских грантов, 2021. 102 с.

11. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов» Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты» [сайт]. 12.07.20216. URL: https://goo.su/g9xEn2R (дата обращения: 15.07.2024).

12. Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 683-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты» [сайт]. 29.12.2023. URL: https://goo.su/P1vmYC (дата обращения: 15.07.2024).

13. Фицай Д.А. Роль общественных инспекторов по охране окружающей среды в обеспечении защиты экологических прав граждан России // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 134-143.

14. Черепанова М.В. Общественные экологические инспекции: история и современность // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 81-83.

 Источник:
Studia Humanitatis, 2024, № 2