Вышел в свет новый выпуск научного журнала «Res Cresoviana»
4 сентября 2021 года. Вышел в свет новый выпуск научного журнала «Res Cresoviana». Номер посвящен памяти Юзефа (Иосифа) Игнация Крашевского (1812-1887) – одного из выдающихся польских писателей, чья жизнь и творчество являются частью истории Волыни – многострадальной земли, с которой связана судьба поколений многих тысяч поляков.
Основой содержания нового номера «Res Cresoviana» стали материалы юбилейной конференции «Певец Волынской земли», посвященной 200-летию со дня рождения писателя. Конференция состоялась в Луцке 1-3 июня 2012 года. Все это время вплоть до 2021 года доклады участников конференции ждали подходящего момента для публикации. И, наконец, этот момент настал.
Проблематика, затронутая участниками конференции 2012 года, уже в наши дни побудила других исследователей творчества и биографии Ю. Крашевского подготовить свои научные труды, чтобы присоединиться к числу авторов данного выпуска «Res Cresoviana».
В этот раз номер журнала получился двуязычным, ведь значительная часть материалов исследователей из Украины подготовлена на их родном языке. И это очень символично, таким образом, подчеркивается культурно-языковое своеобразие, которое на протяжении веков формировало интеллектуальное пространство Волыни, где польский и украинский языки языка гармонично дополняли друг друга на улицах городов и сел. Уникальное двуязычие соединяло носителей разных культур, традиций и вероисповеданий, представителей разных национальностей, населявших Волынь – евреев, армян, караимов, поляков, русских, украинцев. Этот лингвистический феномен снова и снова напоминает нам о том культурном богатстве Волыни, к сожалению, во многом утраченном сегодня, но которое возможно спасти от забвения при помощи научных исследований, результаты которых становятся общедоступными в ходе проведения научных конференций и последующих публикаций.
Данный выпуск «Res Cresoviana состоит из четырех тематических блоков, связанных с проблематикой исследования жизни и творческой деятельности Ю. Крашевского.
Первый раздел «Крашевский и Волынь» знакомит читателя с историческим и романтическим образом земли, которая на протяжении веков вросла в польское историческое сознание, а во времена Крашевского и позже оставалась важным источником творческого и художественного вдохновения. Это был еще и тот важный период в истории, когда поляки активно участвовали в описании, изучении и прославлении Волынского края. Эти отношения наглядно описал Болеслав Прус: «Если на Волыни и существует какая-то мысль, действительно, общественная мысль, охватывающая интересы всех, если есть какая-то коллективная душа, которая любит не только правительственные здания и усадьбы, но и здешний народ, его жилище, привычки, прошлое, пейзажи, то такая душа живет, однако, только в польском духе. Если Волынь сегодня "живет в песне", точнее в романе, если, несмотря на не очень хорошее знакомство, мы все этот край любим, то благодаря поэтам, романистам и польским историкам… Поляки чувствовали и рисовали Волынь».
О Волыни как о месте культурно-образовательной деятельности Ю. Крашевского повествует Галина Кутузова, охватывая территорию всей Волынской губернии с ее столицей Житомиром в составе Российской империи. С другой стороны волынский период в жизни и творчестве Крашевского описала Оксана Полева из Луцка. Волынь стала местом, где закалялось перо будущего колосса польской письменности.
О Полесье – соседней территории, но слившейся с Волынью, пишет известный исследователь и культуролог профессор Виктор Давыдюк. Его статья погружает читателя в таинственный мир дебрей и чащоб, как позже сказал Фердинанд Антони Оссендовский, в польские джунгли. Профессор из Луцка, обращаясь к выводам Крашевского и последующим исследованиям, затрагивает чрезвычайно сложную проблему этногенеза населения Полесья.
Второй раздел, посвященный литературному творчеству Ю. Крашевского, открывает обширная статья профессора Светланы Сухаревой из Луцка. Автор исследует концепцию сарматизма, анализируя величайшие исторические произведения писателя. Из этого анализа становится возможным понять ведущий мотив польско-русских отношений на протяжении истории.
В волшебный мир славянства на примере творчества Крашевского и Теофила Ленартовича вводит читателя доктор Иоанна Вишневская-Крупа. Автор прекрасно дополняет прежние исследования о таинственном полесском народе, сармато-рыцарском духе, романтике руин замков и усадеб. Тщательный литературный анализ помогает раскрыть тайны древней магии и преданий, а также старинные лехитские легенды, вдохновлявшие Крашевского и Ленартовича.
Профессор Луиза Оляндер в своей статье обращается к философии человека и пространства-времени в творчестве Ю. Крашевского. Эта область исследований также изобилует различными сюжетами, ссылающимися на сравнительные мотивы в польской и зарубежной литературе.
Изучение сказочных мотивов в творчестве Крашевского продолжается в статье Лилии Давыдюк, которая проводит тематико-жанровый анализ народных нарративов в произведениях писателя. Автор приходит к выводу о том, что примеры фольклора, встречающиеся в трудах Крашевского, являются важным историографическим источником народной прозы Западного Полесья.
С творчеством писателя связаны и две другие темы из этого проблемного блока. Так священник доктор Войцех Млечко в своей статье обсуждает очень интересные отношения Ю. Крашевского со священниками монашеской конгрегации Воскресения. Автор использует архивные материалы, содержащие переписку воскресенцев с писателем, а также показывает его отношения с видными польскими деятелями в Риме, в том числе, с преподобным Иеронимом Кайсевичем, Петром Семененко, а также описывает аудиенцию у Папы Римского в 1858 году.
О красочных впечатлениях писателя от путешествия по Италии рассказывает в своей статье Александра Осадчая. Примечательно, что Ю. Крашевский впервые посетил Рим в качестве христианина и пилигрима, где первым делом поклонился гробу святого апостола Петра. Рим, которому писатель посвятил отдельную главу своих «Путевых листов», Крашевский назвал «великим кладбищем народов и веков». Наибольшее впечатление на писателя произвели катакомбы. Свои переживания от посещения вечного города Крашевский описал в письмах к поэту Теофилу Ленартовичу.
В третьем разделе помещены статьи, в которых расказывается о материалах, связанных с жизнью и творчеством Ю. Крашевского, хранящихся в собраниях Волынского краеведческого музея. Проблематика, связанная с изучением этого вопроса, представлена в статьях Ольги Корецкой, Натальи Пушкарь и Богдана Зека.
О том, какое значение имеет фигура и творчество Ю. Крашевского для Польши и Украины, в том числе, исходя из проблем сегодняшнего дня, повествуют авторы материалов, включенных в четвертый раздел «Крашевский в памяти потомков».
Священник доктор Витольд Ковалев, инициатор многочисленных культурно-просветительских инициатив, в том числе и издатель ряда произведений Крашевского, опубликованных в издаваемом пастырем журнале «Призывы с Волыни», делится своими интересными мыслями, связанными с празднованием юбилея 200-летия со дня рождения писателя.
Богдан Ганцар делится своими размышлениями из Кракова, где в знаменитом костеле на Скалке покоятся останки Ю. Крашевского. Именно там, как указывает автор текста, формировались основы творчества писателя, его восприятие польской истории и культуры.
Василий Ворон, известный на Волыни инициатор и организатор многих совместных польско-украинских инициатив, вписал Крашевского в плеяду выдающихся личностей, связанных с Волынью – Вацлава Липинского и Игоря Стравинского. Как отмечает автор, стимулом для начала широкой деятельности по сохранению наследия исторической Волыни стал музей Иосифа Крашевского в селе Романове, который Ворон в свое время посетил и о котором он пишет следующее: «Из всего западного Полесья этот памятник с садом и мавзолей семьи Крашевских произвел самое неизгладимое впечатление. Литературный музей Леси Украинки в Колодяжном Ковельского района выглядел куда скромнее».
Очередной номер «Res Cresoviana» стал оригинальным и необычным тематическим выпуском, посвященным Юзефу Игнацию Крашевскому, благодаря опубликованным трудам ученых-исследователей, общественных деятелей, священников и музейных работников. В итоге, в новом выпуске «Res Cresoviana» представлен своеобразный взгляд в прошлое, основанный на общей традиции, которая объединяет и которой гордятся представители польского и украинского народов. К сожалению, публикация материалов юбилейной конференции 2012 года затянулась почти на 9 лет. Некоторые из авторов уже скончались. Это – профессор Галина Кутузова и Наталья Пушкарь, а также видные деятели польской католической общины в Луцке – доктор Евгений Шимонович и Вальдемар Пясецкий. Данный выпуск «Res Cresoviana» посвящается памяти этих прекрасных ученых.
Юзеф Игнаций Крашевский был гигантом польской культуры, одним из ее самых выдающихся писателей и деятелей, своеобразной копией человека эпохи Возрождения с бесчисленными талантами, который большую часть своего творчества посвятил Волыни, будучи неразрывно и органично связанным с этой многострадальной землей.
В 2021 году отмечается столетие воссоздания Волынского воеводства, образование которого датируется 1569 годом. Редакция научного журнала «Res Cresoviana», посвящая очередной номер журнала юбилею этого исторического события, отдает дань уважения многовековой деятельности поляков на Волыни. Символами этих славных трудов наряду с Ю. Крашевским являются ксендз Гуго Коллонтай, епископ Ян Павел Воронич, Тадеуш Чацкий, Юлиуш Словацкий, Алоизий Фелинский, святой архиепископ Сигизмунд Феликс Фелинский, слуга Божий епископ Адольф Пьер Селазек и сотни других героев и подвижников, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю Польши.
Главный редактор, доктор гуманитарных наук Влодимерж Осадчий,
член Научного совета, доктор теологических наук Андрей Мельков