Вышел в свет сборник стихов Альбины Шевырёвой «Осенние листья»
28 мая 2020 года. В издательстве историко-литературного журнала «Странникъ» издан сборник поэтических произведений Альбины Шевырёвой «Осенние листья».
Альбина Владимировна Шевырёва окончила Львовский государственный медицинский институт в 1972 году. В 1981 году окончила ординатуру на кафедре первого Московского медицинского института по специальности "кардиология". За время трудовой деятельности прошла этапы становления от участкового врача подмосковной поликлиники до заместителя генерального директора по лечебной работе Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова.
Стихи Альбина Владимировна начала писать достаточно поздно, вначале как посвящения друзьям. И только в 1990-х тематика стихов приобрела более широкий диапазон.
Предисловие к сборнику написал кандидат филологических наук, доктор теологических наук, член Союза писателей России и Союза журналистов России, член-корреспондент РАЕ, профессор, Президент Института современных гуманитарных исследований Андрей Мельков.
Шевырёва Альбина Владимировна. Осенние листья: сборник поэтических произведений. Историко-литературный журнал «Странникъ». Смоленск: 2020. 204 с. ISBN 978-5-907315-06-8.
* * *
А. Мельков. Слово к читателям («Я не ждала их, не звала…»)
Выход в свет сборника поэтических произведений «Осенние листья», принадлежащий перу Альбины Владимировны Шевырёвой, несомненно, является значимым явлением наших дней. Примечательно, что автор, не считая себя поэтом и будучи доктором, прошедшим трудовой путь от участкового врача подмосковной поликлиники до заместителя генерального директора по лечебной работе Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, представляет на страницах своего сборника успешный опыт лирического самовыражения.
Альбина Шевырёва посвящает сборник своему наставнику и выдающемуся хирургу наших дней Юрию Леонидовичу Шевченко – академику, доктору медицинских наук, президенту известного на всю страну и мир Пироговского центра. Именно непререкаемый авторитет маститого хирурга, его искренняя заинтересованность, доброе участие и способность «поднять человека над рутиной» побудили автора собрать воедино произведения разных лет, чтобы в итоге представить их на суд читателя.
«Я не ждала их, не звала…» – с этих слов начинается лирическая эпопея автора, которую можно назвать и своеобразной исповедью, и полетом смелых, подчас несбыточных мечтаний, и свидетельством глубоких переживаний о происходящем в стране, медицине и личной жизни.
Многие стихи Альбины Шевырёвой не имеют названия, что не только является одним из способов заинтересовать читателя, но и подчеркивает импульсивность, стихийность выражения поэтических мыслей, одновременно обозначая их проблемность и глубину. В этом заключается отличительная особенность и неординарность поэзии автора. Неслучайно в числе первых стихотворений находится произведение «Silentium – звучит умов томленьем…». Здесь очевидны отсылки к одноименным известным стихам Ф. Тютчева и О. Мандельштама – к философской лирике, к вечным проблемам бытия и попыткам познать смысл жизни. И если Тютчев свои стихи посвящает теме одиночества творческого человека, необходимости оберегать свой внутренний мир и хранить его целостность, а Мандельштам обращается к звукоречи, к слиянию слова и музыки ради достижения внутреннего мира и спокойствия, то А. Шевырёва сознается в том, что ее «молчанье вызрело трагическим спасеньем». В этом чувствуется и внутренний трагизм, и авторская интуиция, основанная на жизненном опыте, который подсказывает, что молчание является вынужденной необходимостью, но не безусловной, а помогающей в совершенствовании как внутреннего мира человека, так и мира внешнего:
Молчи, душа, израненная словом.
Мозг мудрой мыслью верно овладеет,
Молчи, покуда мир не станет новым,
А ближний в добром слове преуспеет...
А. Шевырёва в своих произведениях много говорит о благородной профессии врача, передавая в строках свои глубокие переживания о судьбах отечественной медицины. Лирический герой автора обладает обостренным чувством справедливости и никак не хочет мириться с неправдой:
Взметнулись белые халаты,
И конференция восстала,
И в подлинной душе вассала
Проснулись древние приматы…
В другом стихотворении красочно передается атмосфера бюрократии и волюнтаризма на совещании медицинских работников, которых начальство незаслуженно обвиняет в безделье:
…А мы в убогом снегопаде
«Сидим в безделье на окладе».
По крайней мере, лично я
Так совещанье поняла.
В тесной связи с этими невеселыми рассуждениями находится стихотворение «Мечет молнии глазами…», которое повествует о том, как дорвавшийся до власти молодой начальник, «мальчик», вдоволь веселится и «шалится», устраивая для своих подчиненных «личный маленький ГУЛаг» – весьма распространенное и печальное явление современности не только в здравоохранении, но и в других профессиональных сообществах.
Тему торжества лжи и подлости над совестью и правдой автор продолжает в стихотворениях «Сошел с катушек мир, свихнулись нравы…», «Себя считали мы командой индивидов…», «Двурушие сильно безмерно…», «Прозрачный каплет яд из жала…», «Несокрушим зануда в лицедействе…». В этих своих произведениях А. Шевырёва откровенно пишет о двурушничестве, о лицемерии, о «яде из жала» и прочих пороках современности, смело обличая носителей этих пороков.
Когда автору становится душно и тесно от окружающей несправедливости, он всеми силами пытается обрести душевный мир, спокойствие и покой. Тогда происходит обращение к вечному – к Богу, Храму, Церкви. Этому посвящено немало стихов. А. Шевырёва искренне благодарит Господа за Его милости:
Благодарю Тебя, Господь! Твоё Величье,
Меня коснулось благостным крылом…
Восхищение храмом в Кижах, Соловецким монастырем, очень личные диалоги с Богом – все это приводит автора к идее всепрощения и примирения с ближним. Об этом А. Шевырёва говорит в стихах «Не наноси обид…», «Оставь меня обида…», «Грешим мы часто и умело…», «Остановись и преклони колени…», «Господи, Дай мне возможность Заповеди блюсти!..», «О, дай мне силы, добрый Бог!..».
Особое место в сборнике «Осенние листья» посвящено любви, нередко трагичной, неразделенной, которую можно сравнить с болезнью, например в стихотворении «Горячечный любовный бред…». При этом автор уверен, что «случайных встреч не происходит», поэтому всецело доверяется любви как самому искреннему из чувств, пусть и не всегда приносящему желанного счастья. Об этом говорят стихотворения «В моей душе царит любовь…», «Потеряла я ключ от того, что любила…», «Открыта дверь. Скрипят ступени…», «Я научилась быть одна…», «Я раньше думала: любовь – касанье рук слиянье взглядов…», «Немолода и нестройна…», «Я Вас люблю, хотя скрываю…», «Я о тебе грущу, я о тебе пишу…», «Неразделённая любовь».
Любовная лирика в творчестве А. Шевырёвой исполнена переживаний, страданий, полна драматизма, но в то же время она философична. Здесь нет места ни самобичеванию, ни выставлению себя в роли жертвы и почти всегда есть место надежде и утешению, женской чести и достоинству.
Заключительный цикл стихов в сборнике «Осенние листья» посвящен Пироговскому центру. Этот цикл начинается посвящением президенту Центра Ю. Л. Шевченко:
Хирурга руки, властвуя судьбой,
Заставят звуки, отменяя тризну,
Аккордов силой навязать покой
Неверующим, злобным и капризным…
Окунаясь в родную стихию, А. Шевырёва органично сочетает в себе и долг врача, и призвание поэта, наполняя пафосом поэтические строки: «Врачебный долг, как клана честь, / превыше должностей и званий…». Пироговский центр для автора – тихая гавань радости и добра:
Не раз, собравшись в этом зале,
Мы от восторга замирали
Не потому, что праздник длился,
А потому, что поселился
Здесь дух добра и простоты…
В искренних и радостных строках чувствуется любовь автора и к своей профессии, и к талантливым коллегам, и к пациентам. С чувством переполняющей радости и безмерного уважения А. Шевырёва снова и снова обращается к Ю.Л. Шевченко:
Да, Вы взрастили это племя
Отважных, дерзких, молодых,
Легло на ваши плечи бремя
Ответ держать теперь за них!
Особую любовь и трепет у автора вызывает все, что связано с Пироговским центром и его руководителем Ю. Л. Шевченко. Восторженность и радость от сопричастности к профессии врача и храму медицинской науки, где «Пирогова дух витает», чувствуется в стихотворениях «Актовый день», «Раскрыта книга всех времён…», «Часы», «Аллегро –темп, стокатто – ритм…», «Маэстро», «Вы видите глубинным взглядом», «Мелькают руки на экране», «Слава врачам, сотворяющим чудо…».
Завершается цикл стихов о Пироговском центре прославлением всех тружеников медицины, посвятивших свои жизни святому делу лечения людей:
Слава всем тем, в ком дух Пирогова
Силу открыл как заветное слово,
Тем, кто подвигнут на ратное дело,
Тем, в ком зерно пониманья созрело…
«Осенние листья», вышедшие из-под пера женщины-врача, бесспорно, представляют глубокий интерес для современной российской поэзии. Стихи, писанные изначально «в стол», только сегодня увидели свет. В этих строках выстрадана целая жизнь давшего клятву Гиппократа человека. Прочитав этот сборник, начинаешь иначе, внимательнее и уважительнее относиться к докторам. Ведь, обращаясь за медицинской помощью, мы зачастую мало задумываемся о том, как и чем живет наш лечащий врач, каков его внутренний мир, какие он испытывает переживания, что его волнует и как он справляется с тяжким грузом проблем и высочайшей ответственностью за здоровье людей. Ежедневный самоотверженный подвиг врача не должен ускользать от взора общества. Всем тем, кто нас лечит, и кто спасает наши жизни – низкий поклон и слова самой искренней благодарности!
Информационная служба ИСГИ