царственная святость

Никольский Е.В. Царица Авигея – благочестивая супруга Давида-Псалмопевца

Для мирян в их пути к святости особый интерес представляют святые, жившие в миру, имевшие семью, выполнявшие "светскую" работу. Наиболее многочисленны в этой категории именно правители. Все они всей своей святой жизнью (во всех ее сферах), осознанно устремленной к исполнению воли Божией, подают пример следования за Христом. Святой Авигее – малоизвестной на Руси благочестивой женщине, ставшей изральской царицей, посвящено наше повествование.

Презентация книги Евгения Никольского «Царский путь и святость: культ правителя в истории»

20 июня 2016 года в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги доктора филологических наук, Ученого секретаря Научно-экспертного совета ИСГИ, заместителя главного редактора журнала «Studia Humanitatis» Евгения Никольского «Царский путь и святость: культ правителя в истории».

Никольский Е.В. Последние святые монархи Европы: император Карл и императрица Зита Австрийские

Среди европейских монархов, было сильно развито подвижничество. В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или венценосное происхождение.

Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию

В статье анализируются традиционные представления о личности и делах святого князя Александра Невского. При анализе вопроса о причинах канонизации правителя отмечается, что ее основанием стал предсмертный покаянный подвиг монарха. Высказывается авторское мнение о том, как почитание святого монарха может трансформироваться в обоснование имперских идеологем.

Никольский Е.В. Праотец Мелхиседек – прообраз Христа и первое проявление царственной святости

Статья посвящена анализу таинственной личности Мелхиседека, известного из книги Бытия, в которой он называется царем Салимским и, вместе с тем, «священником Бога Всевышнего». Это сочетание царского достоинства со священством служит характерной особенностью патриархального периода, свойственной многим народам.